- Убийство
- есть посягательство на высшее и самое реальное благо человека на его жизнь. У. известно всем уголовным кодексам с древнейших времен. Основные его признаки и главные условия наказуемости в современной доктрине и в положительном законодательстве европейских государств не вызывают существенного различия взглядов, но характеристика отдельных видов представляется далеко не одинаковой. Объект У. жизнь другого человека. Отсюда следует, что самоубийство разновидности его не составляет, такою разновидностью может быть лишь участие в самоубийстве путем подговора или пособничества. Как и в отношении всякого правонарушения, для состава убийства недостаточно посягательства на благо жизни, само по себе взятое; необходимо, чтобы это благо данного лица в данный момент имело правовую охрану. В былое время существовали целые категории лиц, которые могли быть убиваемы безнаказанно: рабы, цыгане, приговоренные к некоторым наказаниям (в Риме, в Германии) и т. п. Современное право таких лиц не знает: и приговоренный к смертной казни не лишен охраны, и он может быть убит лишь назначенным для того палачом. И современному праву известны, однако, случаи, когда сознательное и намеренное У. не составляет преступления; таково, напр., причинение смерти в состоянии необходимой обороны или во исполнение закона: палачом, приводящим в исполнение смертный приговор, часовым бегущего из-под стражи, чинами войска при призыве для содействия гражданским властям, когда будет отдано приказание действовать оружием, и т. д. Случаев подобного рода много, и все они обыкновенно охватываются определениями общей части уголовного кодекса. Действующее уложение о наказ., не довольствуясь этими общими определениями и не содержа прямого общего указания, что деяние, совершенное во исполнение закона, непреступно, в ст. 1471 исчисляет, когда "смертоубийство не вменяется в преступление". Этот перечень в сущности есть только собрание примеров; в него не включены случаи, занесенные в воинский и военно-морской уставы о наказаниях, в правила употребления оружия пограничной стражей и в другие специальные узаконения. Из понятия У. вытекает, далее, что тот, против кого было направлено посягательство, в момент его совершения должен быть жив. Посягательство на труп, хотя бы виновный ошибочно считал, что пред ним живой человек, не есть У. В какой мере человек обладает жизнеспособностью и соответствует ли он типу нормального человека или нет, это безразлично. Со стороны внутренней различают случайное лишение жизни, неосторожное и умышленное. Случайное У. ненаказуемо. Неосторожное У., ввиду особенной важности блага, уничтожаемого виновным, всегда наказуемо. Условия его наказуемости определяются общими правилами о неосторожности, и потому кодексы обыкновенно ограничиваются кратким указанием, какая карательная мера должна быть назначена за неосторожное лишение жизни. Так поступает и проект нашего угол. уложения. Уложение же действующее трактует о вопросе в длинном ряде статей, разбросанных по разным отделам, и столь неопределенно, что, по свидетельству объяснений к проекту угол. улож. (т. VI, стр. 129), невозможно отграничить постановления эти ни одно от другого, ни даже от постановлений об умышленном У. Главные начала выражены в ст. 1466 и 1468, различающих: лишение жизни, бывшее последствием действия, противного ограждающим личную безопасность и общественный порядок постановлениям (тюрьма или наказ. по правилам о совокупности), и причинение смерти деянием, законом не воспрещенным, но явно неосторожным (тюрьма, арест, выговор). Третий вид неосторожного У. ненамеренное лишение жизни при восстании, насильственном сопротивлении властям и т. п. (ст. 1459; каторжные работы до 12 лет). Затем уложение сюда же относит случаи причинения смерти при посягательстве на телесную неприкосновенность при умышленном нанесении ран.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.